г.Иваново, ул.Марии Рябининой, д.31-33
подробнее... 69 оставить комментарий
По проверенным историческим фактам фабрикант Дюрингер был безумно богат и очень любвеобилен. Супруга не вынесла этого и повесилась. После этого пошли легенды о привидении в замке (хоть самоубийство хозяйка совершила совсем в другом месте). По непроверенным фактам все свое богатство Дюрингер в конце жизни потратил на одну из пассий (известную балерину).
По другой версии его похоронили вместе с богатством. Возможно, слухи эти пошли из-за того, что хоронили Дюрингера в закрытом гробу, но это и логично - умер он от черной оспы.
По третьей все эти несметные капиталы до сих пор хранятся в этом доме. Долгое время после революции дети и внуки Александра Дюрингера, буквально затравленные органами безопасности, не решались даже контактировать друг с другом, не то, что рассказывать о своем именитом предке. Многочисленные репрессии научили их жить тихо и скромно. В декабре 1915 года кончает жизнь самоубийством жена Дюрингера Ольга Трофимовна. В 1919 году страшной смертью от черной оспы умер и Александр Яковлевич. До сих пор непонятно, как очень богатый, цивилизованный человек мог подхватить эту болезнь. Ведь уже в то время вся Россия была вакцинирована и оспа, хотя и встречалась, но больше в рабочих бараках и уже не считалась смертельной болезнью. Мало кто знает, что круглыми сиротами после смерти матери и отца остались многочисленные дети Дюрингеров. В справке из областного госархива говорится о том, что у четы Дюрингеров было 8 (!) детей: Анна, Николай, Екатерина, Константин, Нина, Владимир, Сергей и Леонид. В данные о последнем закралась ошибка: Леонид не был сыном. Бедного, но способного мальчика просто приютили, за свой счет выучили в гимназии, дали военное образование. Впоследствии Леонид женился на Екатерине. У Александра Яковлевича была на содержании еще и некая Варвара. Швейцарец также на свои деньги дал ей образование в женской гимназии и на Высших женских Бестужевских курсах, а потом оставил жить в своем доме. И уж совсем сенсацией было то, что Дюрингеры приютили и дали очень дорогое образование... будущему генералу Хлебникову, именем которого сейчас названа улица Иваново. Они заметили способного мальчика из бедной рабочей семьи, поселили у себя дома, он стал репетитором и другом Сергея Дюрингера. Спустя почти пятьдесят лет Сергей совершенно случайно увидел по центральному телевидению передачу о Хлебникове. Он тут же позвонил в редакцию и попросил телефон генерала. Тот был очень рад, выслал фотографию с теплыми словами благодарности с надписью:"Моему дорогому воспитаннику Сереже". Помнил добро Дюрингеров всю жизнь, хотя, что скрывать, для него связь с семьей репрессированных была крайне опасна. После национализации дома детей вышвырнули на улицу. Кого-то поместили в приют. С этим обстоятельством связана одна из трагедий семьи — младший сын Владимир в то время был совсем маленьким, он был потерян в советских приютах навсегда. Еще одному сыну Сергею удалось воссоединиться с братьями и сестрами только в зрелом возрасте. Остальных детей, будучи сама еще подростком, собрала под опеку Екатерина Дюрингер. Позже она переехала в Москву, где возглавила Совет Советских женщин. Взрослая жизнь детей тоже была сложной. Константин всю жизнь работал по всей стране на неприметных должностях счетовода, бухгалтера и экономиста. Во время Великой Отечественной войны до 1943 года был отправлен немцами на работу в Германию. После освобождения сын Дюрингера побывал на фронте, правда недолго: после ранения ему дали статус инвалида войны, наградили медалью «За доблестный труд». Но милость советской власти сменилась на гнев после какого-то допущенного нарушения по службе. Оно обошлось Константину Александровичу почти 3-летним заключением в колонии. Из нее он был освобожден досрочно «за отличную работу». У брата Константина Николая с советским режимом сложились и вовсе непримиримые отношения. В 1938 году он попал в так называемый Сталинский расстрельный список. В него входили только личные врачи диктатора, поэтому никакого суда и следствия не было вообще. Николай был расстрелян в этом же году. Известно также о судьбе Анны. Она жила в Юрьевце, вышла замуж. Однако, семейная жизнь не принесла радости: детей у Анны не было, и вскоре ее жизнь оборвала чахотка. Впрочем, кажется, судьба более милостива к третьему поколению семьи Дюрингеров. Один из правнуков Александра Яковлевича, владелец крупного банка Антон Дюрингер даже высказал идею о том, чтобы выкупить здание. Он уверен, что сокровища прадеда до сих пор находятся в этом доме. Но он ему дорог совсем не этим - хочется возродить семейное гнездо, где все были счастливы, но очень недолго, какие-то пять-шесть лет.
Адрес: г.Иваново, ул.Марии Рябининой, д.31-33
г. Иваново, ул. 10-го Августа, д. 36-а.
подробнее... 81 оставить комментарий
Род Черкасских владел обширными землями в разных частях России. Каменное здание, которое позже стали называть Щудровской палаткой, было административным центром их владений в областях, ныне входящих в Ивановскую область. В палатке всего две комнаты. В первой когда-то располагался кабинет приказчика князей Черкасских. Он высчитывал оброк, взимаемый с уездных крестьян, и заносил убытки местных помещиков в расходные книги. Во второй, более просторной, хранился сельский архив. Чиновники того периода строго фиксировали волостной товарооборот, а служилые люди останавливались в палатке, приезжая в эти края по поручению высокого начальства. С современной точки зрения здание выглядит весьма аскетично. Однако тогда дом отвечал последнему слову в архитектуре: декоративно оформленный фасад, резные наличники на окнах, завершающиеся так называемыми «килями». Нижний ярус «приказной избы», или подклет, традиционно использовавшийся для хозяйственных нужд, отделен от первого этажа перекрытием-«поребриком». У местных жителей, успевавших за свою жизнь увидеть не так уж много каменных зданий, палатка вызывала большой интерес. В начале XIX века строение перешло к купцу Осипу Щудрову. С тех пор здание и носит имя, дошедшее до наших дней. Существует версия, что Щудров происходил из обыкновенных крестьян и разбогател благодаря верной службе черкесам. Так или иначе, но он стал полноправным владельцем «приказной избы», надстроил еще два этажа и превратил скромные палаты в набойную мануфактуру, где наносились разноцветные рисунки на ткани. Щудровская палатка простояла около 250 лет, выдержав испытания временем. И только в 1964 году администрация Иванова приняла решение о придании зданию первоначального вида. Так, первая в Иванове «многоэтажка», вопреки тенденциям эпохи, уменьшилась в размерах, но зато приобрела высокий статус исторического памятника. Реставрационные работы завершились в 1988 году. Долгое время в здании Щудровской палатки размещалась одна из экспозиционных платформ Ивановского историко-краеведческого музея имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852–1924), крупнейшего местного промышленника и общественного деятеля. А в 2010 году на территории легендарной «приказной избы» был торжественно открыт первый и пока единственный в областном центре частный музей, учрежденный «Фондом возрождения Щудровской палатки». Сейчас в Щудровской палатке размещается первый частный музей города, где можно посмотреть на фаянсовую сказку. На фоне старинной кирпичной кладки здесь демонстрируется фаянс эпохи соцреализма и лаковая миниатюра Палеха Так, маленькая точка на карте города, органично вписываясь в современный ландшафт, стала центром притяжения для всех, кому дороги творчество и отечественная история.
Адрес: г. Иваново, ул. 10-го Августа, д. 36-а.
г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6.
подробнее... 89 оставить комментарий
Сыновья его Николай(1838-1876) и Александр(1842-1881) тоже не страдали стяжательством. Расширив и укрепив производство отца, создав "товарищество мануфактур", Н.Ф.Зубков опять же вместе с Гарелиным выстроил Николаевскую богадельню и церковь в память того, что царевич Николай Александрович побывал в Вознесенском посаде. Когда рядом построили детский приют в память спасения Александра Второго от покушения Д.В.Каракозова, Александр и Николай Зубковы также внесли свои деньги. Александр Федорович пожертвовал также деньги на украшение храма Ново-Талицкого кладбища. Вместе два брата, которые никогда не ссорились, даже при разделе отцовского наследства, постоянно выделяли средства на помощь больным и бедным в фонд Вознесенского мещанского общества. Дети Н.Ф.Зубкова, а их у его было десять, продолжали родовое дело и не забывали о благотворительности. Впоследствии революция стерла имена представителей этого рода, умалила их заслуги; было разрушено кладбище, где покоились Зубковы, взорваны и разрушены храмы, на строительство которых они выделяли деньги. Дом Зубковых в свое время сильно выделялся среди крестьянских домов, и смотрелся как дворец. Кирпичное и оштукатуренное здание, П-образное в плане (два ризалита на дворовом фасаде), покрытое вальмовой кровлей построено в 1846 году по проекту архитектора К.А.Тона (храм Христа Спасителя, Московский вокзал, Большой Кремлевский дворец). Сзади дома расположен флигель и службы. Сохранилась великолепная междуэтажная лестница, отделка некоторых залов. Множество раз этот дом переходил в руки различных хозяев. С августа 1918 по декабрь 1919 года в здании размещался комиссариат Ярославского военного округа, учреждения которого были перенесены из Ярославля в Иваново-Вознесенск после подавления белогвардейского мятежа. С августа 1918 года по январь 1919 года Ярославский военный комиссариат возглавлял М.В.Фрунзе, затем его сменил А.И.Жугин. В 1920 году в здании находились пехотные курсы, которые в 1921 году были преобразованы в 27-ю Иваново-Вознесенскую пехотную школу комсостава, а в сентябре 1925 года школа вошла в состав Орловского бронетанкового училища. В период 1927-1930 годов в здании располагался рабочий факультет Иваново-Вознесенского политехнического института. С 1933 по 1942 год здесь - медицинский институт, с 1941 по 1945 - госпиталь для бойцов Прибалтийского фронта, с 1946 года - Ивановская средняя сельскохозяйственная школа по подготовке председателей колхозов. В 1958 году здание было передано областному отделу здравоохранения и используется Ивановским городским центром государственного госэпиднадзора. В 1962 г. в нескольких помещениях проведена реставрация и открыт мемориальный музей-кабинет М.В.Фрунзе - комиссара Ярославского военного округа.
Адрес: г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6.
г. Иваново, ул. Дзержинского, д. 36/8
подробнее... 58 оставить комментарий
В 1905 г. ивановский фабрикант Сергей Николаевич Полушин, совладельцу фирмы "Полушин Н.М. и сыновья", построил на пологом холме левого берега Уводи, в районе, известном под малозвучным названием Хуторово, небольшой особняк со службами. Фасадом особняк был обращен к реке. Проект разработал местный архитектор С.В.Напалков, другие работы которого можно также увидеть в Иваново: это бывшие здания женской гимназии и городской управы, относящиеся к первому десятилетию XX века, а также розовый особняк на проспекте Ленина – усадьба Витова, которую теперь занимает ивановская станция Скорой помощи. Особняк Полушина выстроен в любимом стиле архитектора – классицизм с эклектичными деталями. Главный дом - двухэтажный, богато украшенный декоративными элементами с явным уклоном в античность. Это хорошо заметно, например, в меандровых орнаментах на каменных наличниках окон. Фасад украшен большим балконом – с него открывался вид на реку и окрестные луга. Главный вход расположен сбоку и также оформлен балконом. Дом имеет сложную планировку в виде буквы "П". Входов в дом три: парадные - со двора и из сада, служебный - в северном крыле. На первом этаже расположены три больших зала. На втором этаже был устроен зимний сад. Ведущая туда лестница имеет чугунное ограждение с рисунком в стиле модерн в виде стилизованных растений. Четырехгранные столбы второго этажа украшены пышными резными капителями. В верхних комнатах сохранились лепные карнизы и обрамления дверных проемов, а также камин в формах модерна. На нижней площадке парадной лестницы расположен еще один камин, облицованный цветной плиткой с изображением стилизованных листьев и плодов. Сохранилось декоративное убранство интерьеров в некоторых залах, где заметно влияние стиля модерн. Справа от въездных ворот расположен одноэтажный флигель, сдержанный по декору, но, тем не менее, поддерживающий стиль главного здания. Наибольший интерес представляют собой краснокирпичные строения служб (конюшни и каретный сарай), замыкающие контур двора с севера. С архитектурой главного здания не сочетаются никак – в узких окнах чердака, острых коньках крыши видно что-то готическое. На территории усадьбы сохранилась кованая решетка, отделявшая палисад от двора, с интересной закругленной калиткой. К настоящему времени утрачен сад за домом и партер перед ним. Интерес здание представляет не только с архитектурной точки зрения. В конце 1917 – начале 1918 года особняк занимал Иваново-Кинешемский совет рабочих и крестьянских депутатов, и именно отсюда было объявлено об установлении в области власти Советов. Сейчас в усадьбе находится один из фондов Областной научной библиотеки. Усадьба прячется за высоким забором, никакой реки, конечно, из нее уже не видно. Можно запросто пройти мимо и не заметить.
Адрес: г. Иваново, ул. Дзержинского, д. 36/8
г. Иваново, ул. Батурина, д. 5
подробнее... 58 оставить комментарий
Эта усадьба принадлежала самому богатому ивановскому фабриканту - И.К.Маракушеву, который с 1905 года возглавлял торговый дом "З.Кокушкин и К.Маракушев", владевший бумаготкацкой и ситценабивной фабриками. Усадьба сооружена в 1913-1914 годах архитектором Н.Д.Шевяковым в стиле неоклассицизма с элементами модерна на месте усадьбы родителей заказчика, К.И.Маракушева и его жены, урожденной Кокушкиной, наследницы крупного фабриканта Л.З.Кокушкина. В главном доме сохранилась отделка интерьеров и элементы первоначальной меблировки. Особняк недоступен для осмотра. В главном зале, где проходят заседания, на потолке в полной неприкосновенности сохранился живописный плафон — красивые женщины летят в хороводе на фоне цветов и экзотических растений. Именно на этом плафоне — главная тайна гостиной. Но сначала несколько слов о самом семействе. Основатель династии, ивановский фабрикант Константин Маракушев поступил на службу к купцу Кокушкину и очень хорошо себя проявил. В это же время он успел познакомиться с дочерью Кокушкина Зинаидой, и через некоторое время они сыграли свадьбу. Щедрый тесть купил своему зятю фабрику в Посаде (современная фабрика "НИМ"). Так Маракушев превратился в фабриканта. В браке у него родилось трое детей: два сына и дочь Анна. И снова истории суждено было повториться: в красавицу-дочь влюбился приказчик Константина, заведующий его московским амбаром. Однако отец, сам когда-то бывший обычным служащим, не разрешил своей дочери выходить замуж за человека другого сословия, а вместо этого нашел ей богатого жениха из Петербурга, а приказчика уволил с работы. “Полез не в свои сани, многого захотел,” – объяснял свое решение предприниматель. Дочка Маракушева так и осталась одинокой. А после революции судьба с ней поступила еще более жестоко. Для того чтобы установить, где именно хранятся маракушевские ценности, один из чекистов разыграл свою влюбленность в девушку. Операция закончилась успешно, и ее руководитель был представлен к ордену Красного Знамени. О чувствах комсомолки Маракушевой (вступившей в “ленинский союз” только лишь из симпатий к кавалеру) никто и не подумал. Нужно сказать, что Константин Маракушев был крутейшего нрава, не слишком образован. Весь город обсуждал его чудачества. Загулявший Маракушев мог, например, возвращаясь в сильном подпитии под утро из ресторации, идти по улицам в чем мать родила, а за ним ехали несколько извозчиков, торжественно везущих то шляпу, кто сюртук, кто трость дебошира. Вот как московский купец Варенцов описывал внешность фабриканта-чудака; “Маракушев был высокого роста, полный, с круглым лицом, бороду брил, а имел усы; глаза у него были большие голубые, и мне казалось, что в них сквозило какое-то недоверие к Николаю Павловичу (другому московскому купцу), с боязнью, чтобы он его не “объехал на кривой”; держал себя сначала с некоторым апломбом, выцеживая слова с предварительным обдумыванием и, когда говорил, откидывал свою голову назад”. А вот еще одни мемуары, служащего конторы Маракушева Волкова: “Фабрикант К.И.Маракушев только что окончил утомительный обход своей громадной фабрики. Еле втиснув свое огромное, жирное тело в массивное кресло, Маракушев сидит, тяжело отдуваясь, в кабинете при фабричной конторе. Фабрикант Маракушев по обыкновению вернулся с обхода фабрики сильно не в духе: на фабрике он заметил много всяких “непорядков”: в одном месте рабочие не совсем усердно относились к работе, в другом месте явно небрежничали старшие, проявляя недостаточно строгое наблюдение за младшими. Наконец, он видел примеры небрежного отношения и тех и других к хозяйскому добру: на фабричном дворе он нашел старый железный ржавый обруч, который, кажись, третий день валяется “без призора”. Сейчас фабрикант Маракушев сидит у себя в кабинете и “пушит” за этот злосчастный обруч дворового приказчика… Могучие раскаты хозяйского голоса долетают через растворенную дверь в фабричную контору, заставляя сидящих за конторками людей еще ниже гнуть спины и еще быстрее скрипеть перьями”. Его в городе не любили, хотя он и пытался задобрить общественность благими делами. Именно он построил Троицкую церковь — она располагалась напротив нынешнего здания Почтампа. Церковь эта была необычной архитектуры с блестевшей на солнце островерхой крышей, крытой дорогой зеленой глазуированной черепицей. Увы, бог, скорее всего, не принял этот дар. Старший Маракушев постепенно впадал в алкогольный ступор, дела шли все хуже. Бразды правления был вынужден взять в свои руки его сын Иван. Это был фабрикант нового поколения — умный, хорошо образованный, интеллигентный. Впрочем, все эти качества не спасли семью Маракушевых от потери фабрики после октябрьских событий. Особняк сразу же стали использовать под свои нужды разные губернские учреждения. Хорошо еще, что ни у кого не хватило смелости покуситься на красоту: не замазали плафоны и не сбили лепнину. Так и остался в главном зале женский хоровод. В нижнем левом углу его замыкает очень красивая женщина с грустными карими глазами и роскошной прической. Это, как говорят, рано умершая супруга Ивана Маракушева, которую он после ее смерти распорядился увековечить в живописном плафоне. С грустью и укоризной смотрит она и сейчас на депутатов областной Думы. И еще одна тайна была в особняке — в обширном монументальном подвале здания располагался самый настоящий акванариум — несколько десятков огромных аквариумов с редчайшими видами рыб и рыбок. Они были выписаны просвещенным Иваном из-за границы, стоили огромных денег. Да и сами аквариумы были просто бесценны, так как также покупались в лучших фирмах Германии, Франции, Италии. А после экспроприации фабрики Маракушевы всей семьей бежали в Крым. В Иваново осталась лишь больная от рождения дочь Ивана. Для того, чтобы она получала достойный уход и нормальное питание, нужны были деньги. И золотые червонцы были оставлены для нее московским друзьям семьи. Долгое время те добросовестно переправляли деньги в Иваново-Вознесенск. Но в один страшный вечер в московскую квартиру пришли люди в кожанках. Червонцы отобрали при обыске, посредников арестовали и расстреляли. Судьба несчастной девочки-инвалида неизвестна. Скорее всего, она сгинула в каком-то советском детском доме.
Адрес: г. Иваново, ул. Батурина, д. 5
г. Иваново, ул. Пушкина, д. 9
подробнее... 90 оставить комментарий
Особняк выстроен в два этажа и оснащен подвальным помещением. В плане он представляет собой прямоугольник и оснащен небольшим срезом со стороны западного угла. Для дома характерны широкие выступы, проходящие по краям дворового фасада, а также трехгранный эркер на юго-восточном и боковом фасадах с выдающимся выдвинутым тамбурным входом. Уличные фасады имеют фланги, которые отмечены несколько выступающими различной формы ризалитами, оснащенными по сторонам лопатками, фронтонами и завершающим ступенчатым аттиком. Во всем декоративном оформлении особняка присутствует ориентация на стиль классицизма. Над цоколем проходят пояски и в пространстве между этажами на нижнем уровне оконных проемов. Окна – прямоугольные и немного вытянуты по вертикали, а над ними – филенчатые ниши. На втором этаже, а именно в ризалитах фасада и по сторонам оконного эркера, есть арочные ниши с камнями, которые часто оформляются эдикулами и относятся к трехчастным. Верхние оконные проемы эркера обладают арочной формой. Балкон устроен прямо над тамбуром и огражден при помощи решетки и вазоном. На балкон можно попасть, пройдя через арочный дверной проем, который декорирован архивольтом и колонками. Согласно проекту, планировки первого и второго этажей – практически аналогичные. Парадный вход ведет из тамбура в большой вестибюль, который переходит в коридор Г-образной формы. По обеим сторонам от коридора и вестибюля находятся просторные помещения, причем одно из них находится на втором этаже, по периметру уличного фасада – именно оно служило в качестве парадного зала. Парадная двухмаршевая лестница расположена в глубине вестибюля, а вторая, черная, находится в самом конце коридора и выводит во двор, обслуживая новую постройку. Имеющиеся в доме вестибюли были невероятно красиво убраны двумя парами колонн. Верхний вестибюль покрыт коробовым сводом, при этом две колонны выставлены в лестницы, а остальные четыре – на линии эркера, что перед входом на балкон. По верхнему периметру стен проходит узорчатый лепной карниз, на котором изображены сюжетные композиции и растительные орнаменты – это используется и на потолочном пространстве. Украшение лестницы сделано в качестве бронзового ограждения тонкого литья, на которое нанесен рисунок в виде гирлянд. Самым впечатляющим является убранство парадного зала, который разделяется двумя парами колонн в коринфском стиле на несколько половин с зеркальными сводами. Венчание стен сделано при помощи широкого фриза с лепниной и карниза из иоников и сухариков. Лепной декор отличается крупными полосами орнамента, украшенного парными грифонами и сценами баталий из античной мифологии; в западной половине края оформления декорированы изысканной лепниной в стиле барокко. Спустя время, в 1937 году, по проекту именитого архитектора А.А. Бречалова был выстроен третий этаж, при этом все здание увеличилось на шесть осей оконных проемов по периметру внутриквартального проезда. Особняк получился Г-образной формы. Сохранению подлежало завершение с решеткой, расположенной в зоне между тумбами по кромке вальмовой кровли изначально выстроенного объема. В середине 1918 года была проведена реорганизация окружного комитета в губернский, для которого был выбран именно дом Л.М. Гандурина. Через время здесь появился коммунистический клуб. В период между 1918 и 1922 годами здесь выступали Клара Цеткин, Антонио Грамши, А.В. Луначарский, М.И. Калинин, Е.М. Ярославский. В 2006 году в здание переместилась городская администрация.
Адрес: г. Иваново, ул. Пушкина, д. 9
г. Иваново, ул. Советская, д. 45
подробнее... 64 оставить комментарий
Павел Александрович Заруцкий слыл в то время видным архитектором, работавшим в стиле неоклассицизма, а позднее – модерна. По его проектам в начале XX века строились многие здания в Москве, Владимирской и Тверской губерниях. В Иваново архитектор создал дом Л.М. Гандурина (1908, ул. Пушкина, 9), особняк А.Н. Витова (1908, просп. Ленина, 25) и дом Щапова, который стал одной из самых значительных построек города периода эклектики с барочными формами в декоре. Изначально дом был прямоугольный в плане, двухэтажный, с полуподвалом. Объём усложнялся выступами на фасадах и гранёной башней на углу. Стены были выложены из красного кирпича. Штукатурка при отделке не применялась вовсе. Башня была увенчана куполом со шпилем. Ризалиты на флангах южного фасада завершались аттиками. На более широком правом ризалите до сих пор сохранилась решётка ограждения в силе модерн. Над входным тамбуром восточного фасада располагался балкон. Прямоугольные окна были заключены в рамочные наличники. По продольной оси здания проходил широкий коридор, по обе стороны которого располагались комнаты. Два угловых помещения – в башенном объёме и в северо-западном ризалите – имели эркеры. Внутренняя планировка этажей отличалась лишь в деталях. В интерьере до сих пор сохранились многие элементы отделки, сочетающие формы неоклассицизма и модерна, что было характерно для проектов Заруцкого. На первом этаже стены вестибюля были обработаны тосканскими трёхчетвертными колоннами, на втором – коринфскими колоннами на высоких постаментах. Потолки парадных помещений украшала лепнина. Металлическое ограждение парадной лестницы отличалось изысканным рисунком. В парадном зале до сих пор сохранилась оригинальная бронзовая люстра. В 1934 году по проекту архитектора А.А. Бречалова был надстроен третий этаж с повторением прежних элементов декора и завершения. При этом было полностью утрачено ограждение балкона. Русские купцы Терентий Алексеевич Щапов и его сын Николай Терентьевич были известными в Иваново-Вознесенске предпринимателями, играя во второй половине XIX – начале XX века существенную роль в текстильном становлении края. Щаповы были коренными ивановцами. Еще прадед Терентия Алексеевича числился крепостным у графа Шереметева и проживал в селе Иваново. Он родился в начале XVIII века и скончался в почтенном возрасте в 1796 году. В крепостной зависимости от помещиков находились его сын Федор и внук Алексей, крепостным по рождению был и сам Терентий Алексеевич, родившийся в 1818 году. В 1843 году Терентий Алексеевич женился на Харитине Яковлевне Горбуновой. У супругов родились один сын – Николай – и три дочери. В ту эпоху многие подневольные крестьяне проявляли большую торговую смекалку и открывали собственное дело, добиваясь в этой области крупных успехов. Недюжинные предпринимательские способности обнаружились и у Терентия Алексеевича, который активно занимался торговлей и кустарным делом. Он начал свое дело в сарае собственного дома, печатая рисунки на ткани. Однажды он заметил, что если пропустить ткань через два специальных вала, обработанных веществами, содержащими крахмал, то ткань становится прочной и красивой, приобретая глянцевый блеск. Так в домашних условиях Щапов открыл новый способ обработки ткани – галандрение. В своем деле он долгое время был монополистом, благодаря чему стал обладателем неплохого капитала. В 1850 году, накопив порядочную сумму денег, он основал ситцеплаточную набивную фабрику. После ликвидации крепостного права в 1861 году, Терентий Алексеевич, активно занимаясь своим делом, продолжал, однако, числиться крестьянином, и лишь через 10 лет, в конце 1871 года, был причислен к купеческому сословию. В 1875 году его сын Николай Терентьевич женился на Софии Михайловне Сомовой, дочери известного купца из Коврова – Михаила Дмитриевича Сомова. Брак оказался счастливым, вместе они прожили 53 года до смерти Софьи Михайловны в 1928 году. Николай Терентьевич с 1886 года по доверенности отца управлял ситцевой фабрикой. Величина получаемой на этом предприятии прибыли была значительной, и в 1888 году семья смогла построить ткацкую фабрику. В 1895 году Терентий Алексеевич умер, пережив свою жену на десять с лишним лет, и обе фабрики перешли в собственность его сына. На их основе Николай Терентьевич создал фирму “Ситцеплаточно-набивная и механическая ткацкая фабрика Николая Терентьевича Щапова”. Сам Щапов стал первогильдийным купцом. На ситцевой фабрике производились бумажные платки, а на ткацкой выпускался миткаль. Торговая контора фирмы располагалась в Москве, а ее основной капитал превышал 1 миллион рублей. Народ в Иваново-Вознесенске Щаповых откровенно не любил. Несмотря на то, что они строили часовни, богадельни. В 1909 году дом освятили, и в нем вроде бы надолго и счастливо зажила огромная семья. Но сразу же понеслись слухи о проклятии этого дома — мол, некая юродивая пророчица предсказала, что быть этому дому пусту, что в нем долго никто жить не будет. Странные пересуды породила и необычная башенка. Шептались, что в ней в стальных сейфах, Щаповы хранят свои несметные богатства: золото, драгоценности, ценные бумаги. Действительно семья эта была, пожалуй, побогаче тех же Гарелиных или Бурылиных. Сохранились собственноручно написанные воспоминания Николая Терентьевича Щапова, где он без утайки пишет о своем благосостоянии. «... в 1912/1914 г. на Святую Пасху у меня на счету: Волжского Камского банка 600 000 р., Московского купеческого банка 500 000 р., ещё в разных банках в бумагах. Дело стало тормозить и деньги не знали. куда девать, покупали бумаги и они все потеряли ценность. Можно было купить золота. Купили. Как переменчиво время! После смерти Мефодия Никоновича Гарелина,1-го миллионера в Иваново, приехали 2 человека, служащие Гарелина просить у меня 20 000 рублей. Я не отказал им, выдал чек на 15 000 руб., которую сумму я получил с наследников, дал служащим М.Н. Гарелина. Если бы жив был М.Н. Гарелин, я ему не усомнился бы дал и более. По этому можно судить, считали меня богатым и не ошиблись. За Тейковым у меня - лесу подростку и хорошего строевого - 300 десятин, лугов и полей - 200 десятин, под дорогой 50 десятин и ещё 6 десятин. На 35 000 руб. 2-я дача и дом куплен у Генералова Л.В. на Валдае озере. Всего до 100 десятин — 25 000 руб. 3-я у Белкрин - 5000 руб., Нижний Новгород - 5000 руб. Дома. Новый каменный стоил 100 000 рублей. Надворные постройки 50 000 рублей. Старый, каменный низ верх дерев. 25 000 рублей. Новый ткацкий корпус 50 000 рублей. Старый ткацкий корпус 25 000 рублей. На ситцевой фабрике 2 дизеля 75 000 рублей, 3 котла паровых 20 000 рублей, 1 дизель английский 15 000 рублей, 3 котла 10 000 рублей. В бумагах 500 000 рублей. Всего на миллион рублей». В годы Первой мировой войны фабрика Щапова поставляла на фронт полотняные “стаканы” (небольшие мешки под пороховые пушечные заряды) для трехдюймовых пушечных гранат и миткаль для пошива солдатского белья. Сын фабриканта, Дмитрий Николаевич, в чине поручика служил в Управлении начальника артиллерийского снабжения армий Западного фронта. Здесь он был награждён нашейным орденом Святого Владимира III степени. Его жена Надежда долгое время находилась рядом с мужем в действующей армии, была сестрой милосердия. Летом 1915 года Николай Терентьевич на свои деньги открыл в Иваново лазарет для раненых солдат. Свою дочь Ольгу он поставил заведующей лазаретом и старшей сестрой милосердия. Вообще, Щаповы не только развивали текстильное производство, но и активно занимались благотворительностью, следуя традиции русских купцов и фабрикантов оказывать помощь нуждающимся и церкви. Так, ими были выделены значительные суммы денег на благоустройство территории Успенской церкви в Покровском монастыре, который был открыт в 1843 году. Позже Николай Терентьевич предоставил также средства на строительство часовни в центре города. На своей фирме он основал богадельню для престарелых рабочих его фабрик, не подозревая, что наступит время, когда жить в ней доведется ему самому. Во время всеобщей стачки иваново-вознесенских рабочих с 13 мая по 1 июля 1915 года фабрика Щаповых также бастовала. Забастовка прекратилась лишь после того, как Щапов пошел на значительные экономические уступки бастующим. Никаких увольнений при этом фабрикант производить не позволил. Производство резко сократилось, но постепенно вновь стало увеличиваться благодаря внедрению технических новшеств. Текстильное производство на предприятиях Щаповых продолжало бы развиваться и далее, но ему был положен конец после прихода к власти коммунистов. В сентябре 1918 года Николай Терентьевич и двое его сыновей – Алексей и Геннадий – были арестованы в качестве "заложников буржуазии". Взятие заложников было тогда обычной практикой коммунистов. Но им повезло – их не расстреляли, как это случилось со многими другими, и в ноябре отпустили на свободу. Однако фабричное производство подверглось подлинному разгрому. Предприятия Щапова были национализированы, а находившиеся в кассе фирмы деньги были переданы фабричному комитету. Щапов после освобождения не раз приходил на фабрику и пытался наладить выпуск продукции, обращаясь в фабричный комитет с просьбой "допустить его до заведывания делом", но там от него только отмахивались. А вскоре распался и сам фабричный комитет, после чего власти не нашли ничего лучшего, кроме как закрыть предприятие. Помещения фабрики были переданы Текстильному институту. У Щапова власти отобрали все средства, фамильный дом и дачу. Снесли и построенную на его средства часовню. Кладбище при Покровском соборе, на котором были похоронены родители фабриканта, Терентий Алексеевич и Харитина Яковлевна, было уничтожено – надгробия пустили на бордюрный камень для городских улиц, часть могил раскопали в поисках ценностей, а часть просто сровняли с землей и заасфальтировали. Сейчас на месте бывшего Покровского собора стоит здание Дворца искусств. Сам Николай Терентьевич, лишившись жилья, переехал в созданную им когда-то богадельню при его предприятиях, где ему позволили жить. Умер он в беспроглядной бедности в 1936 году. У Николая Терентьевича и Софьи Михайловны родились 15 детей, но лишь 10 из них дожили до совершеннолетия, остальные умерли в младенчестве или в детстве. Старший сын Щапова, Сергей Николаевич, не захотел заниматься фамильным делом. Он окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, и работал дорожным инженером в Губернской земской управе. Во время Первой мировой войны был руководителем 7 района военно-дорожных работ по заданию Реввоенсовета Западного фронта. 6 сентября 1919 года был арестован ЧК по подозрению в принадлежности к партии кадетов, но вскоре был освобождён. Незадолго до революции Сергей Николаевич женился. В браке у него родились четыре дочери. Но судьба семейства сложилась трагически. Сам Сергей Николаевич умер в 1936 году. Его супруга и три дочери погибли во время Ленинградской блокады. Младшая дочь была репрессирована и умерла в 1947 году в ссылке. Дмитрия Николаевича революция застала в действующей армии, и его призвали в Главное артиллерийское управление. Прослужил он в Красной армии 4 года. После службы Дмитрий занял высокий пост в текстильном управлении. Однако вскоре попал под советские чистки по всем статьям – сын купца, был в Германии и других странах, служил в царской армии. Дважды его забирали в ЧК, но после долгих допросов отпускали, видимо, принимая во внимание его заслуги во время службы в Красной армии. Тем не менее, из-за всего этого финансовое состояние его семьи было тяжёлое, и еще тяжелее стало в годы Великой Отечественной войны. Умер Дмитрий Николаевич в 1943 году. Алексей Николаевич после окончания училища работал на отцовской фабрике бухгалтером и кассиром правления фабрики. В сентябре 1918 года был арестован и выслан в Среднюю Азию. Скончался в ссылке в 1935 году, не оставив после себя наследников. Геннадий Николаевич окончил 2-ю Московскую школу подготовки прапорщиков пехоты. Во время войны был младшим офицером команды разведчиков 286 пехотного запасного полка. В сентябре 1918 года был арестован вместе с отцом и братом Алексеем, но через несколько месяцев освобождён. После революции Геннадий Николаевич долгое время проработал учителем рисования в одной из школ Иваново, позднее – преподавателем рисунка в Ивановском текстильном техникуме. Его картины экспонировались на многих областных выставках, некоторые хранятся в Ивановском областном художественном музее. Его учеником был известный ныне модельер Зайцев. Геннадий Николаевич не был женат, он умер в 1963 году, не оставив после себя детей. Константин Николаевич с детства увлекался техникой. Его молодые годы пришлись уже на советскую власть. Он освоил профессию шофера и долгое время работал в пожарной части Иваново. Женился уже в зрелом возрасте, воспитал двух дочерей. Умер здесь же, в Иваново, в 1961 году. Анатолий Николаевич после революции тоже стал шофером. В 1920 году женился, у него родился сын. Опасаясь гонений, вместе с семьей он уехал в Душанбе, где трудился экономистом. В феврале 1938 года был репрессирован и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 14 марта 1938 года. Помимо шестерых сыновей у фабриканта было четыре дочери – Елизавета, Вера, Ольга и Зинаида. Вера Николаевна после окончания гимназии вышла замуж за главного колориста фабрики Щаповых – Напалкова. Долгое время супруги жили в Иваново в собственном доме, у них родился сын, позднее работавший в Иваново бухгалтером. Сама Вера Николаевна умерла рано, в возрасте 40 лет, от туберкулёза. Ольга Николаевна во время Первой мировой войны была сестрой милосердия в госпитале, организованном Николаем Терентьевичем, а в советские годы работала в библиотеке. Она прожила долгую жизнь и умерла в Ярославле в 70-е годы. Зинаида и Елизавета в 30-е годы были репрессированы за “религиозные убеждения” и после нескольких лет лагерей были высланы в Казахстан. Вернулись они в Иваново только в 50-х годах. Елизавета умерла в июле 1959 года в Ярославле, а Зинаида – в начале 60-х в доме престарелых в Плёсе. Несмотря на крутые перемены и тяжёлые испытания, род Щаповых по-прежнему не угас. Сегодня в разных местах России проживают более 30 потомков Щаповых и членов их семей. Среди них люди различных специальностей – инженеры, врачи, научные работники, историки, юристы. И все они бережно хранят память о своих предках. Эта история, одна из многих подобных, показала еще раз, как коммунистические власти лишили Россию видного предпринимателя, который в иных условиях смог бы внести значительный вклад в развитие экономики страны. Ликвидация купечества как класса привела к колоссальным бедствиям и разрушениям, последствия которых ощущаются и до сих пор.
Адрес: г. Иваново, ул. Советская, д. 45
г. Иваново, ул. Советская, д. 30А
подробнее... 89 оставить комментарий
Усадьба занимает восточную часть квартала, ограниченного улицами 10-го Августа и Советской, а также Конюшенным переулком. Первым владельцем участка был купец П.А.Зубков. Предположительно им был построен в начале XIX века набойный корпус по линии Конюшенного переулка. В 1837 г Зубковы купили землю в Дмитриевской слободе, а владение в центре села было продано по частям – жилой дом, выходивший на Кокуй, был продан купцам Петровым, а остальная часть владения перешла к Фокиным. В конце XIX века построен (возможно, на старой основе) кирпичный жилой дом Я.Н.Фокина с воротами, расширяется набойный корпус - эти здания образуют фронт усадьбы по Советской улице. Возводятся также склады и служебный флигель в глубине участка вдоль улицы 10-го Августа. Между постройками образуется продолговатый внутренний двор. В результате был сформирован характерный для застройки Иваново-Вознесенска эпохи капитализма комплекс крупной промышленной усадьбы, включающей богатый особняк, мануфактурный корпус и складские помещения. В 1889 г. к особняку со стороны двора сделали обширную пристройку с деревянным вторым этажом, оформленным традиционными для этого времени наличниками. На следующий год по проекту архитектора П. Г. Бегена вдоль переулка на месте деревянных построек выстроили каменные конюшни и каретный сарай. В 1899 г. сын Н. Н. Фокина Яков Никонович провёл значительную реконструкцию дома. Новый богатый фасад из красного кирпича был выполнен в технике лицевой кладки. К этому же времени относятся металлические решётки, парапетное ограждение кровли, парадная лестница и отделка комнат второго этажа. Представительный особняк периода эклектики, хорошо сохранившийся не только фасадный декор с преобладающими мотивами классицизма, но и первоначальное убранство интерьера. Главным, северным фасадом дом выходит на Советскую улицу. Здание двухэтажное с подвалом, почти квадратное в плане, покрыто вальмовой кровлей. На восточном фасаде имеется входной ризалит. Со стороны двора - одноэтажная пристройка. Стены возведены из кирпича. Для матери владельца часть второго этажа со стороны двора рублена из брёвен. Центр главного фасада в 7 осей прямоугольных окон выделен слабым, чуть повышенным трёхосным ризалитом. На восточном фасаде аналогичные окна (частью ложные); большое арочное окно лестничной клетки обращено в сторону улицы. Лопатки - угловые и в простенках нижнего этажа - украшены горизонтальными филёнками-ширинками, а в верхнем - рустом или вертикальными филёнками-ширинками (в центральном ризалите). Окна обведены рамочными наличниками, во втором этаже с замковыми камнями, достигающими узкой полосы кирпичного фриза. Стены завершены карнизом с сухариками. На средних осях главного и бокового фасадов расположены фигурные аттики, соединённые с угловыми парапетными тумбами ажурной металлической решёткой. Фасады деревянной части украшены нарядными резными наличниками, традиционными для периода эклектики. Планы этажей в основных членениях совпадают. Вход и парадная лестница в боковом ризалите ведут в коридор, расположенный на центральной оси. В него выходят двери трёх парадных комнат, обращённых окнами на главный фасад, и других жилых помещений, обращённых во двор. Служебная лестница расположена в противоположном конце коридора. Парадная мраморная лестница с ограждением из литого чугуна украшена двумя чугунными скульптурами, одна из которых изображает женскую фигуру со светильником в поднятой руке. Стены лестничного холла в нижнем этаже рустированы, в верхнем обтянуты холстом с масляной живописью. Комнаты второго этажа украшает лепнина, здесь частично сохранился наборный паркет. Во многих комнатах установлены кафельные печи, уцелел также изящный мраморный камин, в формах которого ощутимо влияние модерна. Главный фасад дома отделён от улицы прозрачной металлической решёткой на невысоком цоколе. Въезд во двор осуществляется через ворота с калиткой, расположенные между домом и набойным корпусом. Они представляют собой кирпичные столбы с завершением арочной формы, украшенные филёнками аналогично декору первого этажа дома. Набойный корпус представляет собой типичное производственное сооружение мануфактуры XIX века. Кирпичное Г-образное в плане здание состоит из первоначального трёхэтажного объёма, вытянутого вдоль Конюшенного переулка, и пристроенной позднее вдоль Советской улицы двухэтажной части. Первый этаж с глухими стенами (все окна здесь ложные) предназначался для склада. Отделённый поясом второй этаж, где происходила набойка, прорезан крупными прямоугольными окнами и завершён ступенчатым карнизом. Третий (так называемые вешала или сушила) представлял собой открытое пространство для просушки ткани под четырёхскатной кровлей на столбах. Укреплённые угловыми лопатками фасады почти лишены декора, но обладают определённой архитектурной выразительностью благодаря редко расставленным или наоборот, сгруппированным по три проёмами второго этажа. Вход и лестница расположены в небольшом тамбуре со стороны двора. Нижний этаж первоначальной части составляют четыре помещения, разделенные капитальными стенами и перекрытые парусными сводами. Второй этаж здесь занят единым залом, хорошо освещённым окнами со всех сторон. В поздней части в обоих этажах расположены два крупных помещения. Два здания (склады), расположенные друг напротив друга в глубине участка, замыкают территорию усадьбы с западной и восточной стороны; оба одноэтажные, в плане Г-образные. Их лишённые окон внешние фасады (все проёмы пробиты позже), торцами, выходящие на улицу 10-го Августа, отличаются выразительностью крупных членений. Элементы классицистического декора (высокий выступающий цоколь, угловые и фасадные лопатки, чёткий карниз) в западном корпусе дополнены рядом городков. На кровле восточного корпуса на композиционных осях расположены щипцовые чердачные окна. В отличие от уличных, фасады, обращённые во двор, прорезаны широкими арочными проёмами и имеют нарядное кирпичное убранство в русском стиле. Над кровлей возвышаются высокие щипцы. Стены, лопатки, архивольты окон и карнизы украшены рядами поребрика, зубчиков, городков. В декоре использованы также квадратные филёнки и другие детали эклектики.
В советское время склады и набойный корпус занимала воинская часть. В 1979 году здания передали СКТБ "Полюс". Тогда же корпуса складов и набойный корпус соединены перемычками. К западному корпусу складов примыкает служебный флигель с двускатной кровлей. Обращённый к дому тремя осями окон, он имеет убранство, аналогичное дворовым фасадам складов, и составляет с ними единый ансамбль внутреннего двора. В 1990-е годы флигель занимала налоговая инспекция. В 1970-1980-е годы в здании размещался исполнительный комитет Советского района. Когда исполком переехал в новое здание, его место заняла детская музыкальная школа №4.
Адрес: г. Иваново, ул. Советская, д. 30А
г. Иваново, ул Арсения, д. 29
подробнее... 64 оставить комментарий
Здание прямоугольное, имеет высоту в два этажа, наверху - трапециевидный аттик с чердачными окнами. Всю ширину центральной части фасада занимает слегка скругленный балкон. На окнах многочисленные декоративные элементы, а также кованая металлическая решетка в стиле модерн. Карниз на заглубленной части фасада гармонично дополняет сложенный из кирпича фриз. Что касается планировки здания, то она достаточно поздняя - коридорного типа. В 1916 году Ясинский продал свой особняк "Товариществу Куваевской мануфактуры", и в нем расположилось правление Товарищества. После того, как произошла Февральская революция руководитель Товарищества передал здание в дар городу, и вскоре здесь открылось созданное в 1915 году высшее начальное училище. На рубеже 70-80-х годов ХХ века особняк занимал отдел народного образования Ивановского района и комитет ДОСААФ, в затем - прокуратура Ленинского района.
Адрес: г. Иваново, ул Арсения, д. 29
г. Иваново, пр. Ленина, д. 62
подробнее... 61 оставить комментарий
Архитектурная ценность сооружения – в его асимметричности. Вытянутый вдоль проспекта четырехэтажный дом завершается пятиэтажными башенками с углов, одна из которых имеет дополнительный шестой этаж и четко обозначенный ряд параллельных балконов. За счет почти квадратных окон здание выглядит как корабль. В здании располагаются 62 квартиры. Все они имеют одинаковую планировку секционного типа с трёх-четырёхкомнатными квартирами. В интерьерах многих до настоящего времени сохранились многочисленные встроенные стенные шкафы. В настоящее время здание сохраняет статус жилого дома, недавно было отреставрировано. На первом этаже располагаются офисы и магазины.
Адрес: г. Иваново, пр. Ленина, д. 62
г. Иваново, ул. Станко, д.7
подробнее... 89 оставить комментарий
В 1881-1886 гг. в главном здании усадьбы размещалась женская гимназия, а в 1890 г. особняк купила фирма "Соколов и сыновья". На следующий год дом получил нарядную отделку штукатурной лепниной в стиле эклептики. В 1911 г. здание было выкуплено местным отделение Русского музыкального общества. В 1913 г. в этом здании открылось первое в губернии музыкальное училище. Музыкальное училище в Иваново — одно из старейших в России. Оно было открыто 12 декабря 1910 года. «Крестным отцом» его следует считать композитора М.М. Ипполитова-Иванова. Как директор Московской консерватории, он приезжал в мае 1913 года знакомиться с постановкой учебной работы в классах, и его высокая оценка стала своеобразной путевкой в жизнь для училища. До Октябрьской революции культурная жизнь в Иванове была очень скудной. На концертах, которые время от времени устраивались в зимнем или в летнем театрах (ныне сад 1 Мая), могла присутствовать только богатая публика, поскольку билеты стоили от 1 до 12 рублей. Первые годы музыкальное училище в Иваново находилось на Панской улице (ныне ул. Станко). Посещали его преимущественно дети фабрикантов или высокооплачиваемой интеллигенции, потому что обучение стоило 120 рублей в год. Городская управа не проявляла никакого интереса к этому учебному заведению и, разумеется, не оказывала сколь-нибудь значительной помощи и поддержки. Оно держалось на благотворительности, на подачках богатых меценатов. В 1941 г. там располагался штаб формируемой в Иванове 307-й стрелковой дивизии. О 307 стрелковой дивизии впервые упоминается 18 июля 1941 года. Именно в этот день в городе ткачей Иванове было сформировано это воинское подразделение. Более трех недель ушло на то, чтобы укомплектовать дивизию кадрами, оснастить ее военной техникой, боеприпасами, обмундированием. А 14 августа 1941 года трудящиеся Иванова собрались на городском стадионе, чтобы торжественно проводить на фронт воинов нового соединения. За период боевых действий свыше 16 тыс. солдат и офицеров награждены орденами и медалями. Сейчас здание занимает Ленинский районный суд.
Адрес: г. Иваново, ул. Станко, д.7
г. Иваново, ул. Пушкина, д. 29/12
подробнее... 84 оставить комментарий
Дом, о котором она пишет, и сейчас сохранился в Иванове по адресу: ул. Пушкина, 29/12. Натали Саррот, урождённая Наталия Ильинична Черняк, посетила город своего детства в октябре 1990 года. И, конечно же побывала во дворе своего дома. Зайти вовнутрь она так и не решилась: чужие люди, чужой быт, чужие стены. Её отец Илья Евсеевич Черняк, уроженец Смоленской губернии, инженер - химик, приехал в Иваново-Вознесенск по приглашению фабриканта Макеева. Он занимался изготовлением минеральных красителей для текстильного производства. В 1904 году Наташа с матерью после развода родителей уехала в Париж. Скандальная история с братом отца Яковом Черняком, который оказался участником ограбления на нужды революции гос. учреждения в Петербурге ("Дело фонарного переулка"), - послужила причиной отъезда отца в 1907 году из России в эмиграцию. После этих событий путь в Россию для Наташи Черняк оказался закрыт - почти на всю жизнь. Вот, что она рассказала об отце в интервью 1997 года журналу «Митин»: «Я каждый год приезжала к нему в Иваново-Вознесенск. Он оставался там до 1908 года. Мой отец был единственным евреем в Иваново-Вознесенске. Евреев там не было ни одного, так как закон запрещал им там жить, но ему дали специальное разрешение. Он приехал работать на ткацкой фабрике, принадлежавшей Мокееву, потому что знал секрет, как сохранять цвет ситца. Однажды он услышал, как один рабочий говорит: "Вот, теперь мы должны слушаться какого-то жиденка". Мой отец в ярости побежал к Мокееву и сказал: "Я не хочу здесь работать, раз меня так называют". А тот ему говорит: "Милый ты мой, ну не хочешь, так не будем тебя так называть. Ведь мы евреев никогда не видели - ты здесь единственный"». В 1908 году И.Е.Черняк тоже переехал в Париж, к Натали. Еврейские корни испортили жизнь и самой писательнице. В 1941 году под действием нацистского закона во Франции она была отстранена от должности адвоката, так как никогда не скрывала своего еврейского происхождения. Ей пришлось развестись с мужем, чтобы защитить его от действия нацистского закона. Развод никак не повлиял на их отношения — они оставались вместе до конца жизни. Натали подарила мужу троих детей — Анну, Клода и Доминика. Кстати, псевдоним «Натали Саррот» появился благодаря браку писательницы с французским адвокатом Раймондом Сарротом. В Париже она окончила два факультета Сорбонны, филологический и юридический, работала адвокатом, но затем стала заниматься литературным трудом. Уже первые её романы были восторженно встречены знаменитым французким писателем Ж.П. Сартром. А в последствии о ней заговорили как основоположнице "нового романа". Она издала двенадцать романов, которые были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский. Написала шесть пьес, которые с успехом ставятся и по сей день в театрах Западной Европы. Многие европейские и американские университеты награждали её званием почётного доктора за достижения в области литературы.
Адрес: г. Иваново, ул. Пушкина, д. 29/12
г. Иваново, пр. Ленина, д.49
подробнее... 71 оставить комментарий
Жилой дом для рабочих архитектор Фридман превратил в плывущее судно. Один торец здания изгибается в форме корабельного носа, «кормой» служит восьмиэтажная башня в противоположном торце. В «судостроительной» трактовке выполнен и фасад: застекленный первый этаж зрительно отделяет «Корабль» от земли; галереи балконов с металлическими поручнями подобны палубам; маленькие балкончики исполняют роль мостиков и спасательных шлюпок. Стены кирпичного здания в главном корпусе оштукатурены и окрашены в темно-коричневый цвет. В двух корпусах разместились 212 квартир с большими кухнями и ванными. Этот сухопутный корабль стоит в историческом центре города, и в нем по-прежнему живут ивановцы. Любопытно, что некоторые исследователи относят "Дом-корабль" не к конструктивизму, а к более позднему направлению - символическому романтизму. Они подчеркивают, что здание было построено в эпоху расцвета советского авангарда, когда архитекторы не боялись предлагать неожиданные решения. Надо сказать, что и сегодня, когда мода на конструктивизм прошла, "Дом-корабль" остается любимой достопримечательностью города. Отправляя письмо жителю "Дома-корабля", можно не указывать индекс и название улицы, послание обязательно дойдет до адресата. Ведь все и так знают, где находится памятник архитектуры, который входит в список культурного наследия России.
Адрес: г. Иваново, пр. Ленина, д.49
Архитектор: Д. Ф. Фридман
Год постройки: 1930 г.
г. Иваново, ул. Громобоя, д. 13
подробнее... 85 оставить комментарий
Ритм сооружению задают четыре яруса больших треугольных балконов. Средняя часть уличного фасада в первом этаже выделена сплошной стеклянной плоскостью витрин и акцентирована мощными круглыми колоннами. На внутреннем дворе важными элементами являются полукгруглые балконы. В 1950-х на здании был надстроен еще один этаж. На первом этаже дома-подковы располагались магазины, а на остальных этажах 104 квартиры. От двух до шести комнат, с с отдельными кухнями, санузлами, ванными комнатами, стенными шкафами и кладовыми – экономично спланированы и весьма комфортабельны для своего времени. Существует несколько легенд об истинной цели постройки дома-подковы. Например, среди странностей архитектуры то, что первоначально все щелеобразные окна были снабжены железными ставнями, которые легко превращали дом в неприступную крепость. Единственный вход во двор был снабжён железными воротами, у которых стояла будка с часовым. И даже сегодня, когда нет ни железных ставней, ни пропускного пункта, бросается в глаза несоразмерность прихожих в квартирах и лестничных клеток – они просто огромны, это сделано специально для того, чтобы на каждой можно было бы построить небольшое войсковое подразделение. То есть в случае войны жители дома какое-то время могли держать оборону. Кроме того, существует предположение, что дом-подкова соединялся подземным ходом с домом-пулей (зданием ОГПУ (КГБ) на проспекте Ленина), располагающимся неподалеку. Причем подземный ход был с бомбоубежищем, своей системой коммуникаций, подземных помещений, включая рабочие кабинеты и зал для расстрела шпионов. Дом все-таки предназначался для работников Объединённого государственного политического управления при СНК СССР. Еще более мрачная гипотеза возникла в 30-х годах. Шептались, что подземный ход – только часть невидимых ивановцам катакомб. И что в некоторых подземельях тихо расстреливали врагов народа. А потом… растворяют их тела в серной кислоте в стоявшей тут же специальной ванне. Слухи-слухами, но когда здание реконструировали после огромного пожара, строители отмечали необычайную глубину подвалов и малопонятные тупики, ведущие как бы в никуда, но тщательно залитые бетоном. Что интересно, на все вопросы любопытных журналистов – что там, в этих подвалах – специалисты или многозначительно молчали, или отсылали на разговор к начальству. Одна из последних легенд о доме гласит, что здесь в 1942 году якобы жила семья народного артиста Валентина Гафта, отец которого служил в НКВД СССР. В настоящее время дом-подкова известен далеко за пределами области. Он даже внесен в список объектов на сайте «Чудеса России».
Адрес: г. Иваново, ул. Громобоя, д. 13
Архитектор: А. И. Панов
Год постройки: 1933-1934 гг.
г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 3
подробнее... 74 оставить комментарий
Впоследствии на месте ярмарочного поля началась интенсивная застройка. Одно из интереснейших в архитектурном плане зданий в ряду этой застройки - так называемый «Дом коллектива», известный каждому ивановцу как 400-квартирный. Дом построен в 1929-1931 гг. по проекту ивановского архитектора И.А. Голосова, получившего этот заказ по итогам конкурса, проведенного в 1928 г. товариществом «Первый рабочий поселок». Строение, названное автором «Дом коллектива», задумывалось как 400-квартирный жилой комбинат с элементами обслуживания и включало в себя ясли, детский сад, столовую, прачечную и зал собраний. В нем должна была воплотиться градостроительная идея, альтернативная упомянутой выше идее «города-сада». Здесь на первый план ставилась модель общежития, в котором быт был максимально обобществлен; индивидуальное семейное проживание сводилось к минимуму. Это, по мнению некоторых создателей нового порядка, призвано было формировать личность строителя социализма и коммунизма, а не мещанина. Но, как и многие другие заидеологизированные проекты, «Дом коллектива» не был воплощен в полной мере. Традиционные взгляды на бытовую сторону человеческой жизни возобладали, и здание в скором времени превратилось в обычный жилой комплекс с многочисленными коммунальными квартирами. Комплекс состоит из 4 корпусов, объединенных между собой попарно одноэтажными переходами. Дом построен ступенчато от 4 до 6 этажей соответственно. Внутри кроме жилых двух- и трёхкомнатных квартир, объединенных попарно с общей кухней, были предусмотрены также учреждения быта, зал собраний. В торцах корпусов устроены лоджии. Внешнюю динамичность комплексу придают ассиметричность конструкции, а также контрастное сопоставление глухих плоскостей ограждений лоджий, стеклянных лент витрин и выступающих козырьков плоских крыш. Помещения, в которых планировалось разместить учреждения быта, были отданы под магазины. На сегодняшний день 400-квартирный дом сохранил за собой статус одного из наиболее ценных в Иваново памятников эпохи конструктивизма. Заслуживает внимания он и как творение известного советского зодчего, и как первый опыт возведения жилья для рабочих с учетом условий социализма.
Адрес: г. Иваново, ул. Красных Зорь, д. 3
Архитектор: И. А.Голосов
Год постройки: 1929-1931 гг.
г. Иваново, пр. Ленина, д. 53
подробнее... 75 оставить комментарий
Напомним, что это вообще одно из первых школьных зданий города советского периода. Школа существует с 1918 года. Эта первая единая советская трудовая школа в Иваново-Вознесенске была создана на базе бывшего реального училища. В 1922 году постановлением Ивановского губернского исполнительного комитета здание нашей школы было передано в распоряжение политехнического института, а школа переехала в здание бывшей частной гимназии Крамаревской. А в 1928 году школа снова переезжает и получает название первой советской школы второй степени десятилетия Октябрьской революции. Обучение длилось пять лет. В годы Великой Отечественной, несмотря на невзгоды, учеба продолжалась. Каждая группа занималась у кого-нибудь на квартире. Кроме посещения уроков, учащиеся работали на лесозаготовках, колхозных и совхозных полях. При школе работал кружок рукоделия, где учащиеся шили рукавицы, вязали носки, шарфы. А в здании школы в годы войны был размещен госпиталь. Вот такая история у дома-«птицы». Гимназия, что бы ни происходило, всегда оставалась в полете…
Адрес: г. Иваново, пр. Ленина, д. 53
Архитектор: В.И. Панков
Год постройки: 1928 г.
г. Иваново, пр. Ленина , д. 17
подробнее... 79 оставить комментарий
Изначально почтамт представлял собой Г-образную постройку, с мощной центральной башней, выложенной на оси фасада. При перестройке от конструктивистского проекта сохранились необычно крупные, ритмично расставленные окна и двухскатная крыша с треугольниками фонариков чердачного освещения. В 1957 году была перестроена башня, демонтированы балконы на фасаде задания. Зато появился карниз, а башня с часами увенчана балюстрадой с 4 высокими шпилями на углах, что придает ей сходство со средневековым замком. Когда на башне впервые появились часы, доподлинно неизвестно. Однако последний механизм, который ремонтировали в 2012 году, служил городу с 1967 года и был изготовлен Ленинградским часовым заводом. Сейчас главные часы города показывают самое точное время.
Адрес: г. Иваново, пр. Ленина , д. 17
Архитектор: С. Г. Гуревич –Гурьев, А. С. Бодягин
Год постройки: 1929—1931 гг.
г. Иваново, ул. Ермака, д. 52
подробнее... 79 оставить комментарий
В 1910 году одними из богатейших фабрикантов Иваново-Вознесенска, супругами Бурылиными, на тогдашней северной окраине города была основана больница для рабочих, названная Куваевской в честь родителей Надежды Харлампиевны Бурылиной, в девичестве Куваевой. Больница строилась три года, с 1907 по 1910 г.г., возведена исключительно на личные средства Бурылиных на принадлежавшем им же земельном участке. Кроме того, Бурылины выделили на содержание больницы значительные средства – 300 тысяч рублей были положены под проценты, расходовавшиеся на повседневные нужды учреждения. Проект заказали известному тогда местному архитектору С.В.Напалкову. По завершении строительства Бурылины подарили больницу городу, за что были удостоены звания почетных граждан. Уникальность Куваевской больницы в том, что она пережила 20 век практически без потерь и дошла до нас если не совсем в первоначальном виде, то в виде, совершенно не пострадавшем от ветров времени. Больница состоит из главного корпуса, служебных зданий, морга, привратницкой, больничной церкви и дома для врачей. Территория обнесена забором, в центре находится садик, посреди которого на цепи сидит собака неопределенной породы. Что она охраняет – непонятно, так как ближайшее к ней строение – больничный морг. Весь комплекс выстроен в едином стиле из модного в начале века красного кирпича, все подъезды украшены выполненными по единому рисунку коваными карнизами. Кое-где сохранились крепления для фонарей и узорчатые балкончики. Большое двухэтажное здание с эркером, выходящим во двор, находящееся на южной границе участка. Краснокирпичные стены сдержанно украшены небольшими оштукатуренными карнизами. Перед фасадом растут огромные старые липы, что придает главному корпусу сходство с замком тюдоровской эпохи. Изначально корпус был рассчитан на 80 коек и по уровню технического оснащения считался одним из лучших в Европе. Кормили тоже неплохо – в день больным полагалось до 400 г. мяса, 400 г. чёрного и 200 г. белого хлеба. По необходимости готовили диетическую пищу. Просторные, очень светлые, хорошо вентилируемые палаты (они такими остались и сейчас), высокий уровень гигиены – все это было не совсем типично для провинциальных больниц. К главному зданию позднее был пристроен восточный флигель, несколько нарушивший идеальную симметрию. Дом врачей - двухэтажное строение с несколькими подъездами. Сейчас в нем располагаются лаборатории. Интересны изящные балкончики. Здание кухни расположено позади главного корпуса. Очень интересны ныне заложенные высокие и узкие окна. В этом же здании, судя по всему, располагался и гараж для карет скорой помощи – хорошо различимы проемы ворот. Для поддержания должного уровня гигиены на территории было построено здание, обеспечивавшее нужды больницы в чистом белье, а также дававшее возможность персоналу и больным помыться. У восточных ворот находится еще одно служебное помещение – автоклавная. Здесь сохранились остатки интересного остекления подвальных окон. Караульная сейчас перестроена в часовню. Изначально часовня находилась в том же домике, что и морг. Часовня варварски оштукатурена и похожа не недопеченный хлеб. Судьба всего больничного комплекса сложилась счастливо – больница (сейчас ОБУЗ "Ивановская клиническая больница имени Куваевых" или по-простому, «вторая горбольница») работает по профилю, успешно ставя на ноги жителей Октябрьского района г.Иваново. Зеленая и чистая территория с удовольствием используется местными жителями для прогулок.
Адрес: г. Иваново, ул. Ермака, д. 52
Архитектор: С.В. Напалков
Год постройки: 1907 - 1910 гг.